Христа ради, за упокой р. Б. Анны

монастыри и церкви
  • Покровский храм

  • Покровский храм Кудиново
    Первое документальное упоминание деревянной Покровской церкви села Кудиново относится к 1597 г. В дозорных книгах 1623—1624 гг. упоминается «церковь Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Николая Чудотворца». В 1720-х гг. она значится уже ..... ›››


  • Свято-Троицкий храм

  • Свято-Троицкий храм Старая Купавна
    Деревянный Свято-Троицкий храм строился с 1642 по 1646 год при князьях Пожарских. В 1749-1751 гг. На месте деревянной церкви купцом Д. Я. Земским строится каменная Троицкая церковь. Свято-Троицкий храм находится в городе Старая Купавна, ..... ›››

    православные иконы
  • Савва Сторожевский

  • Савва Сторожевский Савва Звенигородский
    Известно, что большую часть своей жизни святой Савва прожил в Троицком монастыре у Сергия Радонежского. Он был избран духовником Троицкой братии, включая самого Сергия, а после кончины Сергия Радонежского (1392 г.), был некоторое время игум ..... ›››


  • Николай Чудотворец

  • Николай Чудотворец
    На иконе Святой Преподобный Николай Чудотворец держит в руках Евангелие. В этом напоминание для верующих христиан о том, что Николай Чудотворец не забывает о них и, пребывая в Небесных Обителях, продолжает по молитвам верующих творить добро ..... ›››

    Что с нами происходит в моменты молитвы?

    11.10.2014

    Что с нами происходит в моменты молитвы?

    Наука требует доказательств, а вера, по определению, в них не нуждается. И все-таки именно благодаря науке мы можем больше узнать о том, что с нами происходит в моменты мистических переживаний.

    Представление о соотношении науки и религии для многих сводится к знаменитому «Гагарин в космос летал, Бога не видел». Впрочем, на подобного рода аргументы еще в 1920-е годы убедительно ответил Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, выдающийся хирург и не менее выдающийся архиепископ: «Я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там ума. И совести тоже там не находил. Значит ли это, что их нет?»

    Молитва для науки


    Время от времени лаборатория магнитно-резонансного сканирования мозга в Филадельфии (США) приобретает довольно экзотический вид: в приемной сидят, перебирая четки, молчаливые женщины в монашеском облачении, рядом, прикрыв глаза, расположились бритоголовые мужчины в оранжевых одеяниях. С середины 1990-х годов нейрофизиолог Эндрю Ньюберг (Andrew Newberg) занимается выяснением связи между духовными практиками и специфической электрической активностью мозга. Участники его экспериментов делают в лаборатории ровно то, что они умеют делать лучше многих: молятся и медитируют, добиваясь максимальной напряженности духовных переживаний. Вот как описывал свой опыт медитации в лаборатории один из добровольцев-буддистов: «Было ощущение энергии, центр которой находился во мне – она то удалялась в бесконечное пространство, то снова возвращалась. Глубокое чувство любви. Чувство, что границы вокруг меня растворялись; что возникала связь с энергией и тем состоянием бытия, которое лучится ясностью, сиянием и радостью». Во многом похож и рассказ монахини, горячо молившейся на протяжении 45 минут: «Я почувствовала слияние с миром, покой, открытость. Ощущение, что я то оказываюсь в абсолютной тишине и пустоте, то наполняюсь присутствием Бога, словно он пропитывает все мое существо». На пике переживания участники эксперимента нажимали кнопку, давая сигнал к началу сканирования их мозга.

    Лечение верой


    До появления антибиотиков считалось, что важнейшую роль в лечении играет вера пациента в успешный исход. В XIX веке французский врач Арман Труссо (Armand Trousseau) наставлял учеников: «Исцеляйте как можно больше больных новыми лекарствами, пока они не утратят свою эффективность», имея в виду: «пока больные не утратят веру в них». Сегодня известно, что эффект плацебо (улучшение состояния в результате приема «пустышки») наступает примерно в 70% случаев. Если же говорить уже не просто о доверии, а о религиозной вере, то она тоже улучшает здоровье. Верующие люди менее подвержены депрессии и гипертонии, у них несколько выше продолжительность жизни. Еще Юнг советовал основателям организации «Анонимные алкоголики» включить в свои знаменитые «12 этапов» признание существования высшей силы. Однако вера в Бога иногда ограничивает возможность использовать достижения медицины. Свидетели Иеговы, например, отказываются от переливания крови, а во многих старообрядческих общинах запрещена вакцинация. Да и чувство вины, провоцируемое многими религиозными учениями, не всегда способствует душевному здоровью.

    Аномальная активность


    Результаты исследования очень любопытны. У многих добровольцев наблюдалась характерная неврологическая картина: дезактивация задневерхних отделов теменной доли мозга. Эта область необходима для ориентации в пространстве и важна для нашей способности соизмерять, соотносить себя с другими людьми и с миром вообще. Возможно, интенсивная концентрация внимания на молитве или медитации лишает эту область внешних стимулов, словно отключая ее. Это вполне может объяснять чувство растворения себя в мире и во времени, описанное и участниками исследования, и многими мистиками на протяжении человеческой истории.

    Нейропсихолог Майкл Персингер (Michael Persinger) уже более 20 лет исследует активность в височных долях коры головного мозга. Эти области связаны с речью, но отчасти отвечают и за эмоции. Эксперименты Персингера показали, что аномальная электрическая активность в височных долях, которая часто наблюдается во время духовных переживаний, напоминает картину, характерную для легких приступов эпилепсии. А ведь этот недуг давно связывают с мистическим опытом. Считается, что приступам эпилепсии был подвержен апостол Павел (ее даже называли «болезнью св. Павла»). Ей же приписывают прозрения Жанны д'Арк. А Зигмунд Фрейд напрямую связывал религиозные и нравственные искания Достоевского с тем, что тот был эпилептиком. Склонность больных, страдающих эпилепсией височных долей, к религиозности описана столько раз, что эту связь можно считать чем-то явно большим, чем просто гипотеза.

    «Давно отмечено возникновение галлюцинаторных образов, звуковой ауры при аномальной активности височных долей мозга, – комментирует психофизиолог Александр Каплан. – Неудивительно, что и искусственная электрическая стимуляция этих областей может приводить к похожим феноменам». Подтверждением тому служит исследование Персингера с использованием электромагнитного шлема – стимулятора височных долей. Многие добровольцы испытывали странные и даже «сверхъестественные» чувства. Например, ощущение, что они выходят из своего тела и наблюдают за собой извне, или чувство «осязаемого присутствия чего-то божественного». Ученый видит в этом доказательство того, что духовные переживания являются следствием временных мозговых дисфункций, вызванных стрессом, нехваткой кислорода, гипогликемией или просто усталостью. Звучит убедительно, особенно если учесть, что многие ритуалы (от самобичевания до долгих медитаций) используют сочетание этих факторов.

    Мозг – создатель или создание?


    «Вполне закономерно, что при пограничных состояниях, особенно таких, как клиническая смерть, восприятие и эмоциональная сфера человека реагируют «болезненными» сюжетами, далекими от реальности, – отмечает Александр Каплан. – Это самая простая гипотеза при обсуждении причин столь необычных состояний сознания. Ведь если в телевизоре начинает двоиться картинка и дребезжит звук, вам не приходит в голову, что телевизор одержим злыми духами. Вы решите, что причиной тому «расстройство» электронной платы».

    Значит ли это, что духовная жизнь сводится к слабым электрическим разрядам? Что Бог и все сверхъестественное – порождение мозга Homo sapiens, галлюцинация, к которой восприимчивы наши нейроны? Вывод заманчивый, если оставаться в рамках науки, которая отказывается признавать существование того, что пока не могут зафиксировать приборы.

    Но такой ход мысли опровергает сам себя. Ведь мы знаем, что стимуляция зрительной коры вызывает визуальные образы, слуховой коры – звуки, а стимуляция лимбической системы порождает эмоции. Разве это ставит под сомнение реальность самих видимых предметов, слышимых звуков или событий, вызывающих чувства? Да, в человеческом мозге есть, судя по всему, специальные области, которые могут «отвечать за мистический опыт». Но это абсолютно не доказывает, что первоисточник этого опыта находится внутри человека, а не вне его. «Научный профессионализм состоит в том, чтобы объяснять явления без привлечения необъяснимых сущностей, – подчеркивает Александр Каплан. – Впрочем, ученый при этом может оставаться глубоко верующим. Ведь наука и вера – это два равноправных, но совершенно не пересекающихся пути постижения природы».

    Еще в начале 1980-х нобелевские лауреаты Давид Хубель и Торстен Визель (David Hubel, Тorsten Wiesel) установили, что области мозга, которыми мы не пользуемся, со временем атрофируются, как мышцы при отсутствии нагрузки. Возможно, такая судьба постигла и зоны духовной восприимчивости. Но даже если мы будем всеми силами «тренировать» эти зоны, главная тайна: мозг ли создал Бога, которого он склонен воспринимать, или Бог создал мозг, чтобы тот принимал его сигналы, – вероятно, так и останется нераскрытой.



      Молитвы и акафисты  



    источник: www.psychologies.ru

    найдено статей: 128

  • Богородичное правило
  • Домострой. Наставления христианину
  • Встретим ли мы усопших близких в загробном мире?
  • Частный суд
  • Где находятся души умерших?
  • Связь душ усопших и живых
  • Пасхальный кулич при диабете
  • Смерть по верованию зырян
  • 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ...


    духовенство
  • Савва Михалевич

  • Савва Михалевич
    Савва Петрович Михалевич родился в 1955 году в Боснии, в городе Травник, но уже в 1956 году его семья переселилась в СССР. Глубоко верующая мама мальчика сумела привить ему искреннюю любовь к Богу и Его Церкви. Немало способствовала этому и ..... ›››


  • Протоиерей Сергий Дворецкий

  • Протоиерей Сергий Дворецкий
    Настоятель Храма Богоявления Господня в селе Бисерово. Светское образование: высшее 1972; МАМИ. Духовное образование: семинария 2013-КПДС. Хиротонисан: 29 августа 1991 года митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием в Новодевичьем ..... ›››

    религиозные праздники
  • Пасха

  • Пасха
    Воскресение Христово - Пасха - установленный в память о Воскресении Иисуса Христа главный праздник православного календаря. Евангелие повествует об этом событии так: «Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в оде ..... ›››


  • Покров Пресвятой Богородицы

  • Покров Пресвятой Богородицы
    Покров Пресвятой Богородицы - удивительный праздник. Его по праву можно назвать подлинно «русским» праздником, так как иные поместные Православные Церкви до самого недавнего времени этот праздник не знали. Вместе с тем, история происхождени ..... ›››

    молитвы и акафисты
  • Лития по усопшим

  • Лития по усопшим
    Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй. Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и ..... ›››


  • Бракосочетание

  • Бракосочетание Молитва Иисусу Христу
    Господи Боже наш, во спасительном Твоем смотрении, сподобивый в Кане Галилейстей честный показати брак Твоим пришествием, ныне рабы Твоя (имярек) яже благоволил еси сочетатися друг другу в мире и единомыслии сохрани: честный их брак покажи, ..... ›››

    контактная информация
    saveoursouls.ru@mail.ru   |   site map



    душа   храмы   духовенство   молитвы и акафисты   православные иконы   религиозные праздники   словарь терминов   видеофильмы   форум   события