Христа ради, за упокой р. Б. Анны

монастыри и церкви
  • Покровский храм

  • Покровский храм Кудиново
    Первое документальное упоминание деревянной Покровской церкви села Кудиново относится к 1597 г. В дозорных книгах 1623—1624 гг. упоминается «церковь Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Николая Чудотворца». В 1720-х гг. она значится уже ..... ›››


  • Свято-Троицкий Данилов монастырь

  • Свято-Троицкий Данилов монастырь Переславль-Залесский
    Основатель монастыря — инок Переславского Никитского монастыря Даниил († 7 апреля 1540), духовник великого князя Василия III. Среди его учеников, живших в обители, был святой Герасим Болдинский — впоследствии основатель Троицкого Болдина мо ..... ›››

    православные иконы
  • Савва Сторожевский

  • Савва Сторожевский Савва Звенигородский
    Известно, что большую часть своей жизни святой Савва прожил в Троицком монастыре у Сергия Радонежского. Он был избран духовником Троицкой братии, включая самого Сергия, а после кончины Сергия Радонежского (1392 г.), был некоторое время игум ..... ›››


  • Исаак Сирин

  • Исаак Сирин
    Преподобный Исаак Сирин (7 в.) - сириец, родом из Катара, короткое время был епископом Ниневии, великий духовный наставник. Исаак описывает путь христианина к Богу, путь освобождения: покаяние (обращение от рабства греху к Богу), очищен ..... ›››

    От принципа талиона к эре милосердия

    10.10.2014

    От принципа талиона к эре милосердия

    Недавно прочитывая очередной православный бестселлер «Страна чудес» глубоко уважаемого мною протоиерея Андрея Ткачева, еще раз задумался вот о каком вопросе. В указанной книге содержится интересный рассказ о молодом человеке, поверхностно ознакомившимся с Евангелием и терроризирующем послушника одного из близлежащих монастырей. Терроризировал он его следующим образом: спрашивал, должен ли послушник после удара по одной щеке подставлять другую, затем естественно следовал удар. Послушник, следуя заповеди Христовой, все терпел. Но затем, когда послушник все рассказал своему духовнику, духовник дал ему определенный совет. И вот когда в очередной раз не очень умный молодой человек начал искушать послушника, то последний напомнил ему уже о Ветхом Завете, где сказано: «Око за око, зуб за зуб», и, приложившись кулаками к своему обидчику, воплотил предписанное.

    Здесь есть над чем задуматься. Для нас, православных христиан, несомненным приоритетом является Новый Завет. Слова Христа: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» (Мф. 5:38-42) четко и ясно объясняют, как нам поступать. Но здесь могут возникнуть вопросы. Во-первых, в истории Церкви, жизни христиан мы неоднократно видели явное нарушение этого принципа. Далеко не всегда христиане как смиренные овечки отвечали на наглую силу по словам Христа. Примеров тому можно привести множество. Например, Византийская империя (для нас как бы эталон православного государства с его «симфонией») все время с кем-то воевала, причем не только за веру, причем далеко не всегда вела справедливые войны. Конечно, это все можно объяснить тем, что воевали-то не глубоко верующие люди (хотя императоры очень часто были именно глубоко верующими людьми). Вообще христианский мир (православный в частности) от мира ислама, иудаизма или языческого мира, в плане войн и конфликтов, пролитой крови, распрей и междоусобиц ничем особо не отличался. Как говорится, «все как у людей». Причем случаи бывали просто курьезные, даже шокирующие. Пример - византийский император Василий II (958-1025), шурин нашего князя Владимира. Именно благодаря его участию состоялось крещение Руси. Человек по историческим данным (иных нет - в душу-то не залезешь) весьма верующий. Только после того, как наш князь Владимир согласился креститься, Василий выдал за него замуж свою сестру Анну. А знаете, какое прозвище у этого царя? - «Болгаробоец!». В 1014 году в кровопролитном сражении при Беласице Василий разбил болгарскую армию и, взяв в плен 15000 болгар, приказал всех их ослепить, а затем отпустил на свободу, оставив в каждой сотне по одному поводырю с одним глазом. Несколько неожиданно узнать такие факты о верующем православном государе! ? Эта и иные победы, заслужившие ему прозвание «Болгаробойца», помогли ему покорить Болгарию до самого Дуная после борьбы, тянувшейся с 981 по 1018 годы. К этому можно добавить , что болгары уже как 150 лет были православными, но между ними и византийцами велись страшные и истребительные войны. То есть два православных народа истребляли друг друга. Таких войн между православными не перечесть. Конечно, это можно объяснить с разных сторон. Но слова Христа все же нуждаются не в объяснении, а в исполнении. И это все на уровне большой политики, а что происходит на уровне отдельно взятого человека, мы видим каждый день. Поэтому, возможно, окружающие христиан иноверцы, знакомые со словами Спасителя и ставшие свидетелями игнорирования их, думают, что наша религия - профанация. Как же быть нам? И что делать?

    Попробую дерзнуть объяснить. Предупреждаю сразу, что это только моя точка зрения, и я никому ее не навязываю. Принцип назначения наказания за преступление, согласно которому мера наказания должна воспроизводить вред, причинённый преступлением, называется принципом талиона. Талион с латыни в переводе означает «наказание равное по силе совершенному преступлению». Талион известен и первобытным народам, и развитым языческим, но роль его была не везде и не всегда высока, и он был не всегда обязательным. В Древнем Израиле роль принципа талиона была абсолютна. Ветхий Завет содержит одну из древнейших известных формулировок этого принципа - фраза «око за око» является цитатой из Книг Исхода (21:23-27) и Левита (24:20). До пришествия Христова этот закон способствовал формированию достаточно высоких морально-нравственных установок и человеческих взаимоотношений. Вкратце весь ветхо-заветный принцип взаимоотношения между людьми можно охарактеризовать следующим образом: «не делайте другим того, чего не хотите себе». От Ноева Завета до Моисеевых скрижалей евреи получали Богодухновенное законодательство с очень высокими моральными требованиями, но, тем не менее, понятное и выполнимое, согласующееся с понятным человеку чувством справедливости. Но справедливость как бы она хороша не была, не может быть высшим мерилом. Если бы Бог относился к каждому из нас по справедливости, то есть по нашим делам и поступкам, то от нас и от наших грехов и следа на земле не осталось бы.

    «Бог есть любовь» говорит нам апостол: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1Ин.4:17). Бог, как любящий отец, постоянно прощает нас, невзирая ни на какую справедливость. Прощаем и мы вопреки справедливости очень часто своих родных и близких: детей, супругов, родителей.
    Но уже в «дебрях» ветхозаветного времени рождаются новые принципы жизни, новые стандарты. Стандарты более сложные для восприятия и исполнения, но открывающие прямой путь к совершенству. Уже из Пятикнижия доносятся до нас слова, говорящие о том, что есть что-то больше, чем справедливость: «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь» (Левит 19:18). Это уже нечто новое, этого не знают ни язычники, ни иудеи, это говорит Господь Израилев, как бы подготавливая почву для принятия новой совершенной веры и совершенного учения - Заповедей Блаженства. Ведь что значит «не мсти», если месть - это выражение принципа справедливости: «Я пойду и отомщу за причиненную обиду». В Заповедях Блаженства Христос дает нам абсолютные божественные принципы нашей жизни. «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф 5:48) , - говорит Христос. Иными словами, вы образ и подобие Божие, будьте как Он, от вашего создания вы ни к тому предназначались, чтобы жить лишь здесь и сейчас. Живите высокими принципами, так как это прямой путь снова общаться с Богом, как общался с Ним лицом к лицу в раю Адам.
    Но возникает вопрос: «А под силу ли это нам?» Как воплотить принцип «любить врагов», когда не всех близких получается любить. И как подставить другую щеку, если видишь, что зло вероломно вторгается в жизнь людей?

    Отвечу однозначно: «под силу». «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1Кор.10:13). Так нам говорит об этом Святое Писание. И жизни многих тысяч известных и неизвестных нам праведников доказывают, что человеку под силу жить по «Заповедям Совершенства». Жития Святых - это практическая реализация Господних установлений.

    И все же, что если человек пока не может жить по «высоким духовным принципам»? Он как новичок в спортивном зале -если сразу захочет поднять большой вес, который вполне способен поднимать натренированный человек, он может надорваться. Переводя на язык духовной жизни - человек без определенного духовного опыта, без достаточно глубокого воцерковления, беря на себя высокие духовные и моральные обязательства, сильно рискует. Скольких новичков сгубила самонадеянность и отсутствие опыта. В духовной жизни есть масса подводных рифов и подводных течений, порой человек наблюдает только видимую часть айсберга. Если во время своего «неофитства» человек склонен жить по Моисееву закону (а он ведь тоже от Бога) , то я ничего в этом плохого не вижу. Хуже если он вообще никакого закона над собою знать не будет или будет жить по волчьим законам: «кто сильнее - тот и прав». Пусть пока для него Моисеев закон более органичен, и ему легче воспринять Синай, чем Нагорную Проповедь. И при исполнении Закона Моисея (в том виде, в котором он обязателен для нас христиан) Господь не оставит своего раба, ведь 10 заповедей пока еще никто не отменял. Конечно, в современном мире эти заповеди адаптированы под особенности государственного законодательства, традиции и культуру народа. Иными словами, если сосед сжег вам забор и отказывается возмещать причиненный ущерб, ведет себя взывающее и дерзко, не надо в ответ жечь его забор. Можно обратиться с иском в суд, можно написать заявление в полицию. Мы христиане отнюдь не «антисистемные» люди, мы добропорядочные граждане со своими правами и обязанностями (и если мы выполняем последние, то в полной мере можем пользоваться и первыми). Однако если вы смиренно простите соседа, то поступите уже по Закону Любви, по Заповедям Блаженства. Безусловно, последний вариант в религиозном смысле значительно лучше, но первый тоже вполне допустим.

    Просто духовное развитие человека не должно останавливаться на Моисеевом Законе. Христианину в процессе духовного взросления нужно двигаться от «Законов Сыновей Ноевых» к Моисеевому Закону, а конечной остановкой для него должны, несомненно, стать заповеди Христовы Заповеди Блаженства. После Всемирного потопа Господь дал выжившему человечеству свои заповеди. Это был первый ограничитель для выживших, чтобы с ними не повторилась катастрофа, уничтожившая павшее допотопное человечество. Синайское законодательство - это уже второй шаг, это правила для избранного народа, живущего особо и обособленно от всех. Это Заповеди более совершенные, их больше, они возлагают на человека более серьезные обязательства. Они необходимы были для того, чтобы было где и в ком явить себя Искупителю всего человечества. Это второй этап. И наконец, третий этап - заключительный. Последний этап - это «время совершенства», время, когда Сам Господь открывает для нас врата Царствия Небесного, когда Он нам дает самые совершенные Заповеди, к выполнению которых обязан стремиться каждый христианин.

    В завершении всего вышесказанного хотел бы обратить внимание на один очень важный аспект отношения христиан к «активному злу». Христианин в высоком своем проявлении призван не отвечать насилием на насилие лишь в случае, когда враг угрожает непосредственно ему самому. Но ради защиты ближнего (слабого и беззащитного) он не просто может, но и должен противостоять злу силой. Христианин обязан становиться на защиту веры, отечества, детей и женщин, которые могут массово пострадать от насилия со стороны вероломного врага. Святитель Феофан Затворник (несомненно «человек Нового Завета») писал: «на воинах и войнах часто видимое Бог являл благословение и в Ветхом, и в Новом Завете. А у нас сколько князей прославлены мощами, кои, однако ж, воевали». Святой равноапостольный Кирилл, объясняя иноверцам почему христиане участвуют в войнах, если Христос повелел им любить врагов, говорил: «Христос, Бог наш, повелел нам молиться за обижающих нас и благоволить им; но Он же заповедал нам: нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15: 13). Поэтому мы терпим обиды, которые причиняете каждому из нас отдельно, но в обществе защищаем друг друга и полагаем свою жизнь за братий наших, дабы вы, увлекая их в плен, не пленили вместе с телами и души их, склоняя благочестивых к своим злым и богопротивным делам». При этом христианин обязан соблюдать определенную нравственную норму: защита ближнего не должна перерастать в жестокую расправу над побежденным. Христианин не должен впускать в свое сердце зло и ярость. Лишь победа над злом в своей душе открывает человеку возможность справедливого применения силы.



    источник: Евгений Дорофеев

    найдено статей: 128

  • Богородичное правило
  • Домострой. Наставления христианину
  • Встретим ли мы усопших близких в загробном мире?
  • Частный суд
  • Где находятся души умерших?
  • Связь душ усопших и живых
  • Пасхальный кулич при диабете
  • Смерть по верованию зырян
  • 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ...


    духовенство
  • Савва Михалевич

  • Савва Михалевич
    Савва Петрович Михалевич родился в 1955 году в Боснии, в городе Травник, но уже в 1956 году его семья переселилась в СССР. Глубоко верующая мама мальчика сумела привить ему искреннюю любовь к Богу и Его Церкви. Немало способствовала этому и ..... ›››


  • Протоиерей Алексий Уминский

  • Протоиерей Алексий Уминский
    Родился третьего июля 1960 года в городе Москве в обычной советской семье: папа - инженер, мама - учительница. Мои родители были людьми далекими от Церкви, но с настоящими глубокими нравственными устоями, и естественным образом заложили в м ..... ›››

    религиозные праздники
  • Троица

  • Троица Пятидесятница
    Троица (Пятидесятница), величайший христианский праздник, празднуемый в 50-й день Пасхи в память сошествия Святого Духа на апостолов и посвященный прославлению Святой Троицы. В Православной Церкви — великий двунадесятый праздник. На Западе ..... ›››


  • Пасха

  • Пасха
    Воскресение Христово - Пасха - установленный в память о Воскресении Иисуса Христа главный праздник православного календаря. Евангелие повествует об этом событии так: «Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в оде ..... ›››

    молитвы и акафисты
  • Молитва вдовца

  • Молитва вдовца
    Господи, Иисус Христос, Вседержитель! Прошу Тебя всем сердцем своим, пронизанным скорбью и печалью: упокой душу усопшей рабы Твоей (имярек) в Небесном Царстве Твоем. Прошу Тебя, Господи, прими мою молитву о рабе Твоей и прости ей согрешения ..... ›››


  • Символ Веры

  • Символ Веры
    Верую во единого Бога, Отца Всемогущего, Творца неба и земли, видимого всего и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единородного, от Отца рожденного прежде всех веков, Бога от Бога, Свет от Света, Бога истинного от ..... ›››

    контактная информация
    saveoursouls.ru@mail.ru   |   site map



    душа   храмы   духовенство   молитвы и акафисты   православные иконы   религиозные праздники   словарь терминов   видеофильмы   форум   события